Первые полгода, или одна десятая часть президентского срока Виктора Януковича уже позади. Попробуем вспомнить, может, и не самые громкие, но достаточно примечательные и в чем-то неожиданные события этого периода.
Человечный лидер
Начнем обзор с фигуры самого Виктора Федоровича. Ни для кого не стали неожиданностью ни новые ляпы Януковича с географией, ни поведение его охраны по отношению к генсеку Совета Европы, ни число сопровождающих Президента в его визите в Германию количеством в два самолета, ни устойчивое желание гаранта вернуть себе полномочия времен Кучмы. Далеко не всех тронули решение в самом начале правления нового Президента сократить на 50% свою официальную зарплату и указы, направленные на повышение соцстандартов и борьбу с бедностью. И появившаяся информация о готовящемся покушении на Януковича, и показательный эксперимент с заказом наркотиков через интернет-магазин, проведенный по личному распоряжению главы государства, вполне вписывались в ожидаемую риторику о необходимости беречь и укреплять властную вертикаль.
Но вот то, что в чем-то "Лидер" действительно умеет "идти навстречу людям", оказалось несколько неожиданным. После пробок в столице, вызванных солидным президентским кортежем, приятным сюрпризом стала информация о том, что из сострадания к автовладельцам Янукович стал чаще заночевывать в центре Киева. Шел Президент "навстречу людям" и через трагический случай. Весной машина "скорой помощи", сопровождавшая президентский кортеж, стала заложницей высокой скорости его передвижения и в ДТП с ее участием погиб водитель такси. После этой аварии "скорую" в автосопровождении Януковича стали использовать реже. Таким образом, если неофициальная информация о проблесках человечности у гаранта нашей Конституции и является частью его пиар-образа, то здесь он заметно отличается от мальчишеского мачисткого ореола, сооруженного вокруг бывшего Президента наших северных друзей.
Стая товарищей
События, происходившие последние полгода в новой "правящей команде", несли в себе больший заряд неожиданности и остроты, нежели упомянутые казусы с Виктором Януковичем. Тут, как и ожидалось, во многие освободившиеся кресла были пересажены выходцы из донецкого региона. Вполне предсказуемыми были, с одной стороны, многократное ускорение прохождения ряда важных для страны документов через Раду, а с другой – разногласия внутри команды. Неожиданным стало то, с какой быстротой эти разногласия стали выплескиваться наружу.
Уже в день инаугурации Виктора Федоровича были сделаны заявления, которые можно было бы расшифровать, как начало жесткой конкурентной борьбы между "донецкими" в Партии регионов и другими группами влияния. Чего только стоили скептическая оценка назначения Сергея Левочкина главой Администрации, высказанная Нестором Шуфричем, и слова Анны Герман о том, что она недовольна полученной должностью замглавы Администрации. Загадкой для непосвященных стал также факт отсутствия Сергея Тигипко в списке приглашенных на инаугурацию. И это несмотря на заявления будущего вице-премьера о том, что он не хочет отсиживаться в оппозиции, а жаждет принимать самое активное участие в реформировании экономики страны. На фоне этой череды сюрпризов поставленный Ринатом Ахметовым знак равенства между победой Януковича на выборах и победой идеалов Майдана выглядел обычным частным мнением простого украинского олигарха.
В дальнейшем сложной оказалась карьерная судьба не только упомянутого Шуфрича, решившегося после своего увольнения с поста министра МЧС назвать Тигипко возможным преемником Януковича. "Не сложилось" с новым назначением и у "недонецкого" вице-премьера по гуманитарным вопросам Семиноженко, навлекшего на себя непрямую публичную критику со стороны Президента за слова о возможном объединении трех братских славянских народов. Гром и молнии сверкали из речи гаранта и в отношении минуглепрома Юрия Ященко, обвиненного чуть ли не в служебной халатности. Но тут обошлось.
В непростую картину взаимоотношений Президента со своими подчиненными, а также внутри самой президентской команды не вписывается то покровительство, которое Янукович оказывает двум самым критикуемым, и при этом "недонецким", фигурам в его окружении. Речь идет о решительной поддержке Януковичем Дмитрия Табачника и Валерия Хорошковского, получивших стрелы критики в свой адрес чуть ли ни со всех сторон. Неплохо пока идут дела и у бывшего БЮТовца Михаила Бродского, получившего вместо прогнозируемого поста черкасского губернатора кресло главы Госкомпредпринимательства и подключившегося позднее к одной из самой конкурентных битв в среде регионалов – битве за окончательный вариант проекта Налогового кодекса.
Зато не повезло чиновникам Киевской госадминистрации и всем пожелавшим быть избранными в райсоветы города. Столица, как и полагается, была отдана в распоряжение победителей, а те принялись за чистки гноящихся от коррупции конюшен органов городского самоуправления. Собрав компромат на киевскую власть, новая метла вышла на абсолютно новый уровень подметания: в прошлое решено отправить не только позиции Черновецкого в столице, но и бонусом все киевские райсоветы. Следуя примеру Харькова, где апелляционный административный суд подтвердил законность отказа от районных советов.
Парламентская заводь
Верховная Рада за рассматриваемый нами период вполне ожидаемо перестала быть ареной открытого противостояния с исполнительной властью. То, что Регионы смогли договориться с частью депутатов "оранжевых" блоков, пока эти блоки по традиции решали, кто у них и между ними главный, ну никак не тянет на сенсацию. Падение Тимошенко и восхождение Азарова, решение КС в пользу "тушек", полная дестабилизация НУ-НС и БЮТ, переход в новую коалицию видных политических фигур (Жвания и Фельдман) и ее непрекращающийся рост даже по прошествии четырех месяцев со дня создания – все эти события относились к разряду спрогнозированных ранее.
Но трудно было ожидать от новой парламентской оппозиции столь вялого и неуверенного в себе сопротивления действиям новой власти. Будь то попытка объявить импичмент Януковичу или защитить "своих" в разворачивающемся криминальном преследовании фигурантов по делу об изъятом у RosUkrEnergo газе.
Зато новая власть проявила в парламенте решимость, оставившую весьма неприятный след на ее репутации. Аргумент о невозможности предусмотренных Конституцией перевыборов в Верховную Раду и выборов в органы местного самоуправления из-за нехватки денег в бюджете, выложенный при участии самого Виктора Федоровича в разгар борьбы за будущее парламентской коалиции, прозвучал, как "в стране нет денег на демократию". Такого объяснения своего политического будущего наша страна еще не слышала. Очень нелицеприятно выглядело и игнорирование необходимости наказать виновных в получении народным депутатом Олесем Донием серьезных травм во время апрельского рассмотрения в Раде вопроса по Черноморскому флоту. Нелицеприятным это игнорирование выглядит и сейчас, при продолжающемся уголовном преследовании нашаливших тогда представителей оппозиции.
Коса из дома – бабы в пляс
При восшествии Януковича на президентское кресло только самые заклятые противники предсказывали Юлии Тимошенко стремительное снижение ее политического веса. Такого сжатия масштабов влияния оранжевой дивы на настроения в стране, с которым мы сталкиваемся сегодня, мало кто ожидал. Знаменитую косу Юлии Владимировны на арене уличных демонстраций сменили сиськи еще того движения FEMEN. Все эти теневые правительства, комитеты защиты Украины не дали Тимошенко ни капли преимущества над озорным обнажением форм участниц скандальной группы на избирательном участке за несколько минут до появления на нем будущего Президента. А после того, как "женское движение" стало чаще "светить" самую привлекательную топлесс-активистку, только ВО "Свобода" со своими периодическими стычками с органами правопорядка еще как-то было в состоянии перетягивать на себя внимание отдыхающего от выборов населения.
Если пауза в фееричной политической активности взята Юлией Владимировной в связи с советом российского политика Немцова "набраться терпения и не истерить по любому поводу", то произошедшее можно считать удивительным примером того, как бывший премьер-министр прислушалась к чьему-либо мнению, кроме собственного, да еще и озвученному публично. Пауза это взята была Тимошенко как нельзя вовремя, ибо к ней стали подбираться все ближе и ближе с разоблачениями незапятнанности не только следователи, но и журналисты. Двуличие героини Майдана, критикующей новые соглашения с Россией, показали журналисты издания "Корреспондент", нашедшие в ее интервью журналу "Профиль" в 2005 слова о том, что она согласилась бы с продлением пребывания Черноморского флота России в Севастополе в обмен на дешевый газ.
За границей Большого Межигорья
Сближение с Россией при Президенте Януковиче предсказывали. Оно произошло. Но далеко не все прогнозы этого сближения себя оправдали. Уже на второй день президентствования Виктора Федоровича первый замглавы его администрации Ирина Акимова заявила, что Украина не примет участия в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана. С другой стороны, получив продление срока пребывания своего флота в Севастополе, Россия не сформировала для Украины новую формулу расчета цены за поставляемый нам газ, а отменила экспортную пошлину на него. Правы оказались те, кто предсказывал долгий торг в газовом вопросе.
Не пустым звуком на сегодняшний день выглядят слова о том, что Россия примет участие в крупных инфраструктурных проектах на территории Украины. Началось сотрудничество на миллиарды долларов в сфере ядерной энергетики и авиастроения, на подходе судостроение, мост через Керченский пролив и возможно даже участие украинского капитала в газодобыче на территории РФ.
Но не спешит Янукович объединять с "Газпромом" "Нефтегаз", спасенный от банкротства благодаря сдаче Севастополя. И воистину похвальную последовательность демонстрирует Президент, отказываясь признавать нарушение принципов территориальной целостности и Грузии, и Сербии, и Китая. Так что не только Косово с Тайванем, но и близкие России Южная Осетия и Абхазия не дождутся украинских дипмиссий. И не будем мы раздражать соседей стремлением в НАТО, но и поддерживать ОДКБ своим участием тоже не собираемся. Неизвестно, сильно бы расстроило Виктора Федоровича это известие, но в июле украинского узника советских лагерей не пустили в Россию, сославшись на включение его в список лиц, въезд которым в Россию запрещен. Такую последовательность продемонстрировала Украине ныне дружественная Россия в отношении деклараций о совместной отмене "черных списков" граждан друг друга.
(продолжение следует)
Автор: Дмитрий Работягов
Источник:Ukranews.com